«Без альтруизма в медицине – как это ни высоко звучит – ничего не получится…»
- Published in Авторитетно о престиже
- Hits: 5095
- Друк , E-mail

О проблемах педиатрии, здоровье детей, работе в условиях эпидемии, равнодушии и альтруизме в медицине, корифеях, молодых врачах и больнице будущего… В продолжение цикла бесед в рамках рубрики «Авторитетно о престиже» интервью с врачом-педиатром Ириной НЕУПОКОЕВОЙ, заведующей педиатрическим отделением №1 детской поликлиники №2 городской клинической больницы им. А. и О. Тропиных.
- Ирина Иосифовна, что сыграло роль в Вашем выборе профессии? Случай? Разум? Встречи, которые могли повлиять определяюще?
- Я вообще никогда не стояла перед выбором профессии. С самого детства хотела быть детским врачом и по-другому своё будущее не представляла. В моей семье медработников не было, каких-то ситуаций, связанных с медициной, какие могли как-то по-особенному меня впечатлить, тоже не было. Как очертился этот путь? Не знаю, возможно, в этом есть какая-то фатальность или, как говорят, магнит души...
- В самом начале своей работы, в начале любви к медицине, наверное, Вам, как и многим, хотелось сделать её вечной… А были потом моменты сомнения или разочарования?
- Только в последнее время появилась тревога: о том, что наша специальность если не умирает, то постепенно уходит из наиболее востребованных областей медицины. Педиатров становится всё меньше, хотя проблема сохранения здоровья детей стоит остро. Молодые специалисты практически не приходят, многие практикующие педиатры, как и терапевты, превращаются в семейных врачей… Эта ситуация общегосударственная, и проблема не только в реформировании отрасли, имеет значение и социальная составляющая, экономическое неблагополучие в стране, отношение к нашей профессии в обществе и т. д…
- Какие, на Ваш взгляд, изменения в плане реорганизации сегодня нужны педиатрии?
- Мне кажется, что как раз реорганизации педиатрия не требует. Скорее – укрепления, совершенствования материально-технической базы, достаточной комплектации врачами, в том числе специалистами высшей категории, и т.д.. Если говорить о трёхуровневом распределении оказания помощи, я не думаю, что на уровне первичного звена для консультирования детей может быть достаточно только семейных врачей. Специалисты необходимы тоже. Без них трудно будет обеспечить раннюю выявляемость и профилактику заболеваний, особенно у детей раннего возраста. Сегодня также говорят об укрупнении педиатрических участков. Но, если учитывать нынешний уровень заболеваемости и недостаток специалистов, это может привести к тому, что пострадает качество обслуживания детей, элементарно из-за нехватки времени. Поэтому очень хотелось бы, чтобы шаги реформы были хорошо выверенными и спрогнозированными, за ними стоит здоровье наших детей.
- Как бы Вы охарактеризовали современную ситуацию со здоровьем детей?
- К сожалению, с каждым годом она ухудшается. Дети становятся слабее с каждым поколением. Это обусловлено как внешними факторами, так и низким резервом здоровья вступившего в репродуктивный возраст молодого поколения, факторами в семье, нагрузкой в школе и т.д.. Всё чаще у детей диагностируются различные врождённые пороки и заболевания. Если проанализировать заболеваемость, наиболее распространены болезни органов дыхания – у детей до 6 лет это ОРЗ, бронхиты, пневмонии, в основном обусловленные сезонной заболеваемостью. На второе место выходят заболевания органа зрения у детей школьного возраста, связанные с неправильной рассадкой детей в школе за партами, неограниченным временем пребывания ребёнка у телевизора и компьютера и т.д.. На третьем месте – нарушения нервной системы, которые зачастую имеют связь с протеканием беременности мамы, патологией в родах, психологическим компонентом образа жизни ребёнка. Также актуальной проблемой остаются заболевания органов желудочно-кишечного тракта, в развитии которых лежит ряд факторов, в том числе снижение уровня жизни многих семей, что тоже накладывает свой отпечаток на детское здоровье.
- А какие Вы наблюдаете сегодня основные проблемы родителей, возможно, тоже влияющие на здоровье детей?
- Это интересный вопрос и важный. Хотелось бы обратить внимание, что нередко корень многих проблем кроется ещё в подростковом периоде родителей – том возрасте, когда многие пристращаются к курению, пробуют алкоголь, могут вести беспорядочную половую жизнь, переносить различные инфекции. Всё это неблагоприятно сказывается на репродуктивной системе организма и влияет на здоровье потомства. Также имеет значение психологический фактор. Частые ссоры в семье, нередко обусловленные тем, что молодые люди создают брак не на основе крепких и искренних отношений, приводят к тому, что страдают дети, являясь невольными свидетелями этих раздоров. При участии психологов выясняется, что, как правило, таких детей не нужно лечить соматически, а нужно, чтобы родители навели порядок в своих взаимоотношеньях. В любящей, тёплой домашней атмосфере, в семьях, где сформированы здоровые привычки, безусловно, дети растут более здоровыми.
- Учитывая сегодняшнюю эпидемию гриппа и возникшее в связи с этим тревожное настроение у людей, а также период сложной погодной ситуации, можно сказать, что Вы работаете в экстремальных условиях, «на передовой». Расскажите, как справляетесь? Какие особенности работы в эпидемию?
- Вы знаете, педиатры всегда работают в экстремальных условиях, всегда «на передовой», независимо от погоды или других факторов. Прежде всего, нужно сказать, что, к счастью, по Херсону эпидемический порог заболеваемости среди детей не превышен и, благодаря своевременно введённому карантину, удалось не допустить осложнения ситуации. Количество вызовов по нашей поликлинике было в пределах нормы, соответственно сезону. Поэтому говорить об эпидемии в нашем регионе я бы не стала, но, конечно, в этот период к осмотру детей мы подходили более серьёзно. Было больше, чем обычно, вирусных осложнений – бронхиты, отиты, тонзиллиты. За последние две недели, по данным нашей поликлиники, зарегистрировано 5 случаев пневмоний, в том числе 3 госпитализации.
- Ирина Иосифовна, бывают у Вас такие вечера после работы, когда возникает ощущение опустошённости или неудовлетворённости?
- Нет, чувства неудовлетворённости у меня нет. Возможно, потому, что мои задачи по работе совпадают с моими внутренними потребностями. Каждый день я просто делаю то, что должна и что люблю делать, и эти обязанности, понимание своей необходимости, своей нужности людям не оставляют пустоты или недовольства.
- Давайте коснёмся другой темы, темы отношения к профессии. Скажите, какие качества коллег могут Вас оттолкнуть?
- Равнодушие… По-моему, это самое плохое, что может быть в докторе. Вообще, на мой взгляд, равнодушие – сегодня огромная проблема в отношениях между людьми, она касается всего общества.
- Но равнодушие в медицине – противоречит её принципам… Что может помочь? Внешние факторы могут влиять на то, чтобы врач был внимательнее и добрее, чтобы он имел больше любви к больным?
- Нет, мне кажется, не должно быть в нашей профессии внешних факторов, которые делают врача добрее. Ты или любишь, или не любишь. Особенно, если говорить о педиатрах, – с детьми нужно быть очень чутким.
- Кто-то учил Вас этому? У Вас были учителя, которые сегодня болят любовью в памяти?
- Такой человек был. Инна Васильевна Радченко – многие годы она работала участковым педиатром. Для меня это удивительный доктор, добрый, умный, красивый человек, как будто родной. Она во многом мне помогала, поддерживала. Я с таким теплом вспоминаю о ней... Яркая черта этого доктора – преданность профессии и какая-то особенная трепетность, она чувствовала детей.
- Говоря о «корифеях» больницы, вспоминая их сложные и удивительные истории, понимая, что многие из них сыграли уникальную роль в медицине города, хочется спросить: а что могло бы сейчас мотивировать современных участковых врачей-педиатров, их ежедневные усилия и преданность профессии?
- Трудно сказать. Конечно, хотелось бы, чтобы меньше была нагрузка – и можно было бы уделить больше времени ребёнку и общению с родителями, чтобы была выше зарплата, уверенность в завтрашнем дне… Эти аспекты, безусловно, важны, но, как показывает жизнь, опыт, судьбы наших ветеранов, работавших в не менее сложное время, главная составляющая всё же не в этом. Главное – внутренне солнце в человеке, то, что, в принципе, нельзя приобрести. Без него, без некого альтруизма – как это ни высоко звучит – ничего не получится.
- Что для Вас понятие – успешный врач?
- Я считаю, что первостепенным в нашей специальности является доверие во взаимоотношениях врача с родителями детей. Это очень важно. Ну, и, конечно, профессиональные качества. Вот это сочетание, наверное, может сделать врача успешным. Вообще, доктору, чтобы добиться успеха, нужно потратить всю жизнь… при этом уметь жить так, чтобы никогда не истощаться.
- Как создаётся авторитет врача? Что поддерживает это уважение и значимость специалиста? Это могут быть амбиции?
- Вряд ли. Трудно говорить об авторитете, питающемся амбициями. По-моему, талант и призвание, всё то же доверие людей создают специалиста и его авторитет. А амбиции – хоть и приближают нас к цели, помогают подняться, но они должны быть не на первом месте, иначе всё разрушат…
- Вы считаете свою работу престижной?..
- Сегодня так сказать не могу. К сожалению, престиж нашей профессии снижен. Но это не всегда связано с качеством работы медиков. В последнее время в различных источниках информации много говорится о плохих врачах, и практически ничего о хороших. В обществе формируется недоверие и даже неприязненное отношение к медработникам, неуважение в целом к профессии. Многие негативные факты в медицине вопиющи, и я согласна, что их нужно поднимать, нужно искать решения, в том числе на уровне нравственности. Но – сколько труда и сердца ежедневно, ежеминутно отдают врачи, спасая… Сколько медиков, для которых счастье – в отдаче, дарении, жертве… О них нужно говорить больше. Кроме того, я думаю, что престиж в медицине – это не только качество помощи, но и доступность, которая сегодня тоже страдает. Хотя это вопрос государственного уровня, мне кажется, что каждый доктор может постараться быть более открытым для своих больных.
- А Вам, лично, трудно работать и жить (наверное, это одно и то же) с открытым сердцем?
- Да, трудно.
- Почему?
- Открытое сердце часто болит.
- Вы работаете в больнице уже немало лет, – поделитесь, что особенного в «Тропинке»? Что-то отличает это лечебное учреждение от иных?
- Для меня это очень приятный вопрос. Одно название «Тропинка» у меня ассоциируется с тропинкой, которая ведёт к дому. Мне кажется, специалисты, работающие здесь – это люди, которые не предают своё место работы. Наверное, имеет значение сила традиций, которые поддерживаются благодаря руководству учреждения, и сам коллектив… У нас работают очень хорошие люди. Вы знаете, у меня был период, когда мне пришлось оставить больницу и пойти работать медпредставителем. Всё это время я очень скучала… и в итоге – не смогла без неё. Когда захотела вернуться, очень переживала, что главный врач не возьмёт меня второй раз. На его вопрос – почему хотите назад? – я искренне ответила, что просто люблю своё дело и свою «Тропинку». Я счастлива, что он меня понял… и принял. Эта больница дала мне ощущение востребованности.
- А какой Вы видите завтрашнюю «Тропинку»? Только, если говорить не о мечте, а достаточно реально, о перспективе?
- Я почему-то уверенна, что и через много лет больница Тропиных будет таким же защитным оплотом для всех, кто обращается к её помощи. Очень хочется, чтобы уровень доверия к больнице рос, так же, как и уровень оснащённости и общей обустроенности учреждения. Хочется, чтобы люди всегда приходили сюда с радостью, даже не смотря на неблагоприятные обстоятельства, связанные с нездоровьем.
- Ирина Иосифовна, Вы могли бы кого-то из своих коллег, современников назвать «человеком будущего»?
- Не знаю, может быть, говорить об этом было бы преждевременно? Признаки или качества такого человека, наверное, мы не можем сегодня понять. Одно точно – это будет человек любящий.
Беседовала Татьяна КОНДАКОВА