Статті, інтерв’ю

Как редко происходят в жизни такие встречи – сдвигающие душу с той костной оси, в какую мы иногда невольно врастаем, по несчастью и слабости сорвавшись с прежних жизненных опор...

Это большое интервью очень сложно было сжимать, – таким плотным был наш разговор. Его хотелось впитывать, обдумывать до слова, до взгляда, за него хотелось задержаться, как за надежду… и сохранить в себе, глубоко, пытаясь теперь жить так, чтобы не выветрить что-то важное.

Несмотря на, в общем-то, достаточную современность и какую-то лёгкость этого человека, он необычайно чуток – к внутренней улыбке и боли, к внутренней чистоте. Наверное, поэтому ему так близки люди, только начинающие жизнь, молодые семьи, души ищущие и надеющиеся. Хотя, кажется, всякий человек, с которым ему доводится встречаться, становится для него близким. Он сам необыкновенно умеет быть близким. И, по-видимому, это его самая сложная и естественная черта.    

            Наш собеседник – священник Олег СТЕЦЮК, буквально два месяца назад начавший служение в храме святой великомученицы Варвары, который расположен на территории городской клинической больницы им. А. и О. Тропиных.   

 

 

Досье:

Отец Олег Стецюк.

Клирик Херсонской епархии Украинской Православной Церкви Киевского патриархата в храме святой великомученицы Варвары.

Родился в городе Николаеве.

Закончил высшую духовную семинарию святой Софии. Принял сан священника в 1999 году.

Начал службу в Херсонской епархии в 2009 году.

 

- Отец Олег, расскажите, как Вы подошли к тому, чтобы начать служение в больничном храме?     

- На ваш вопрос сложно ответить однозначно. Служение священнослужителя зависит от воли Божьей, или, как мы зачастую говорим, от Божьего проведения. Ещё несколько лет назад я серьёзно задумался над тем, чтобы бОльшую часть своего служения посвящать духовно-просветительской работе. Поскольку мне кажется, сегодня наше общество переживает довольно непростое время перемен, сложности которого неизбежно сказываются и на духовном здоровье людей. Не всегда родители могут уделять достаточное внимание своим детям, в силу занятости на работе и т.д. Учебные заведения не всегда способны вовремя и сообразно реагировать на современные запросы молодежной культуры. Людям, оказавшимся в тяжёлых жизненных обстоятельствах, как правило, психологически очень сложно бороться со своими недугами... Собственно, из этих ощущений у меня и возникло желание всецело себя посвятить духовно-просветительской работе в среде учебных заведений, а также духовно-психологической – с людьми, которые попали в трудные жизненные ситуации, в том числе связанные со здоровьем, как физическим, так и душевным. Учитывая эти обстоятельства и моё искреннее желание, правящий архиерей Херсонской епархии УПЦ КП Высокопреосвященнейший Владыка Дамиан своим указом от 21-го августа 2017 года направил меня на служение в храм святой великомученицы Варвары, который расположен на территории больницы им. А. и О. Тропиных. Лучшего места для реализации поставленных задач трудно было бы отыскать, учитывая особенность назначения этого храма, его сложную и вдохновляющую историю и милосердные традиции. Тем более, со стороны руководства больницы в лице главного врача Леонида Ремыги мы имеем самую широкую поддержку.  

- Как Вы воспринимаете эту перемену в своей жизни?     

- Я всегда перемены воспринимаю как дыхание жизни. Перемены предоставляют потрясающую возможность что-то в своей жизни изменить к лучшему, или стремиться к этому. Например, я не согласен с высказыванием китайских мудрецов о том, что, дескать, «не дай вам Бог родиться в эпоху перемен». Наоборот, своей жизненной позицией я утверждаю, что перемены, прежде всего во внутреннем мире человека, это эволюционный путь развития, который позволяет сделать намного больше и сделать совершенней, нежели ты мог сделать до них. Кстати, в Божьем Слове Господь всегда человека призывает к переменам. А само слово «покаяние» в переводе с древнегреческого языка означает «изменить, поменять ход своих мыслей». Господь всегда призывает человека меняться, меняться внутренне, меняться действенно. Поэтому и в данном случае я воспринял Божью волю как добрую возможность изменить стратегию своего служения.

- Первые месяцы в новом храме, первые впечатления от более близкого знакомства с сотрудниками больницы, от ощущения атмосферы в «Тропиных»… Хочется спросить: что самое отчётливое или важное Вы ощущаете на этом этапе касания к жизни больницы?   

- Дело в том, что я не могу сказать, что впервые познакомился с сотрудниками или впервые ощутил атмосферу больницы… Я давно знаком с главным врачом, и довольно хорошо знаю объём его работы не только в больнице, но и в городе в целом. Да и любой человек, который попадает на территорию «Тропинки», думаю, сразу замечает качественные изменения в жизни больничного комплекса за последнее время. К сожалению, иногда состояние моего здоровья или моих близких приводило нас в медицинские кабинеты больницы, где нам оказывали квалифицированную помощь. К тому же своим другом я могу назвать главу Корабельного районного совета Херсона Наталью Чёрненькую, которая прежде работала в областном профсоюзе медиков, а до этого была заместителем главврача больницы Тропиных. Как видите, я хорошо был знаком с больницей, поэтому сейчас мне легко было войти в новый этап своего служения. Знаете, я вспоминаю августовское утро, когда, встретив Леонида Тимофеевича на территории больницы и рассказав ему о своём назначении, я услышал в ответ несколько, сказанных с улыбкой, очень важных для меня слов: «Отец Олег, я открыт для вас и готов помогать во всех ваших духовных и социальных служениях. Будем работать вместе». Вот эти слова и говорят мне о той позитивной атмосфере, которая традиционно присуща медицинскому персоналу больницы Тропиных.

- Каким Вы видите дальнейшее взаимодействие храма и больницы? Как планируете работу?   

- Прежде всего, я не разделяю на два отдельных субъекта храм и больницу. Служение Божьего храма и работа медицинского персонала – это взаимодополняющие служения, которыми мы добиваемся одной цели: дать человеку надежду на исцеление и обеспечить его всем необходимым, чтобы он смог поправить своё здоровье. Каждый из нас выполняет свою важную функцию, несёт свою миссию. Должен сказать, что храм открыт для всех херсонцев, открыт для тех, кто живет вблизи больницы, открыт для тех, кто обратился сюда за медицинской помощью. И, конечно, открыт для сотрудников больницы, потому что медики – это люди, которые, возможно, даже больше иных нуждаются в духовной поддержке. Ведь сложно представить врача, который, испытывая духовные или психологические проблемы, будет с радостью и хорошим настроением, качественно выполнять свою работу. Поэтому, как священник, я ставлю перед собой главную задачу – помочь человеку в Божьем храме встретиться с Богом. Встретиться с Ним в молитве, в тихом исповедании грехов, во святом Причащении… встретиться с Богом, который говорит в Своём слове: «Придите ко Мне труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас!»

            - Церковь – тоже своего рода больница. Сюда тоже приходят люди со страданием и за спасением. Но, как Вам кажется, отец Олег, насколько сегодня объединены медицина и духовность? Нет ли в этом некоторого зазора, формальности?   

            - Нет. Я думаю, нет разобщённости между медициной и духовностью. Мы в церковной терминологии не просто говорим здоровье, а говорим – здравие. Потому что у человека кроме тела, есть ещё и душа, его внутренний мир. И именно от внутреннего состояния напрямую зависит физическое. Это может подтвердить Вам любой врач. Если человек внутренне не здоров, духовно истощён, потерял уверенность в себе, утратил веру – неужели он будет способен побеждать свои физические недуги? Без веры просто невозможно жить! Это та внутренняя сила, которая побуждает человека проходить дорогами сложных испытаний, в том числе испытаний болезнями, оставаясь при этом всегда победителем. Представьте себе болеющего человека, который верит в Бога, верит в себя, верит врачу… – это человек, у которого, по сути, есть надежда, а надежда не постыжает, как говорит Библия. И, мне кажется, не случайно в Божьем проведении так устроено, что, попадая на территорию больничного комплекса Тропиных, человек сразу видит перед собой Божий храм, как образ веры и надежды. Я думаю это не только символично, но и в каком-то смысле провидчески… Довольно часто я наблюдаю картину, когда люди, столкнувшись с болезнью, заходят в церковь, чтобы поставить свечу и помолиться. Но в данном случае они могут получить ещё и возможность непосредственно пообщаться со священником, который подобно врачу, находится на своём месте, чтобы отвечать на духовные запросы болящего человека. Ведь, к сожалению, в современной спешной жизни человек не всегда находит время и внутреннее расположение, чтобы помолиться или подумать о своей душе. Житейская суета, работа, быт… А вот болезнь, вольно или не вольно, заставляет обратить внимание на своё духовное сердце, оценить свою веру в Бога. Больничный храм в этом случае становится для человека как бы помощником, партнёром в его желании сделать духовную переоценку своей жизни, чтобы изменить её к лучшему.  

- А что самое важное, как Вам кажется, должны понимать люди, которые делают шаги к вере через болезнь?  

- Боль – очень неприятная вещь. Но так усмотрел Господь в своей творческой мысли, что только через боль мы можем оценивать состояние своего здоровья – как физического, так и душевного. Боль, как ни странно, упрощает для человека возможность понять вещи, которые до этого он не понимал или не хотел понять. Боль воспитывает человека. И во многих случаях, переживая болезнь, человек кардинально переоценивает свою жизнь. Однажды я услышал следующее высказывание священника, который беседовал с пациентами одного из отделений больницы. На различные вопросы он отвечал так: «Когда у нас ничего не болит, Бог обращается к нам шёпотом и пытается нас вразумить. А когда мы не хотим слышать этот нежный голос Божий, тогда Господь кричит к нам через голос боли». С этим высказыванием трудно не согласиться. И ненужно воспринимать болезнь как Божье наказание. Бог никого никогда не наказывает, а наоборот, посылая испытания, помогает человеку прийти к пониманию Бога, задуматься о своей душе, о своих отношениях с близкими и родными. Апостол Пётр недаром же однажды сказал: «Страдающий телом перестаёт грешить». Основываясь на своём опыте общения с людьми, могу сказать, что причиной большинства позитивных изменений в жизни человека служили сложные обстоятельства, связанные с болезнью. Естественно, я всем желаю только здоровья. Но если вас постигла болезнь, воспринимайте её как возможность сделать переоценку ценностей в своей жизни, познать себя, свою собственную душу, стать более духовными.

- Вы нередко соприкасаетесь с врачами, со многими из них в добрых отношениях. Скажите, это правда, что чем лучше, чем выше специалист – тем он ближе к Богу, тем более сильный в нём духовный источник, тем чаще он ходит в храм?

- Однозначно не могу сказать. Каждый врач, как специалист и человек, индивидуален. И его духовность зависит от многих факторов. Огромное влияние оказывает семья, где человек формируется. Потому что основные духовные принципы поведения мы принимаем всё-таки от своих родителей, бабушек и дедушек. Кроме того, на будущее специалиста оказывают влияние учителя, встретившиеся на его пути, – и об этом часто говорят сами врачи, вспоминая с признательностью своих наставников, благодаря которым они смогли достичь сегодня своего профессионального уровня. Из всех этих факторов и формируется личность врача. Я смело могу говорить о том, что среди специалистов больницы Тропиных много духовных, достойных врачей, которых по праву можно называть «врачами от Бога», то есть теми врачами, через которых Бог лечит человека. А ведь именно так наши предки воспринимали роль лекаря – быть руками Бога для больного.    

- И всё-таки, профессиональному медику, для того, чтобы он мог более качественно оказывать медицинскую помощь, необходимы элементы духовного образования? Или доброго сердца достаточно?

- С христианской точки зрения, человек рождается со способностью ошибаться, проще говоря, человек рождается греховным. И одна из задач церкви – предоставить духовное воспитание, которое позволит человеку воспитать в себе совесть, любовь жертвенную, милосердие, прощение, человеколюбие. С подобными качествами характера человек не рождается, а приобретает их путём духовного воспитания. Врач может быть высококлассным специалистом, получив самое серьёзное профессиональное образование, но если в его душе отсутствует совесть и любовь к людям, тогда его знания скорее могут принести вред, нежели пользу. В качестве примера приведу европейский и американский опыт в этом деле. В Европе и в Америке есть очень много медицинских институтов и учреждений, которые находятся под прямым протекторатом церкви. И церковь в данном случае не указывает врачам, как и каким образом проводить операцию или применять методы лечения. Церковь, прежде всего, оказывает духовное попечительство для медицинского персонала, развивая духовные качества характера этих людей. Большинство врачей посещают церковь, а также различные церковные мероприятия, принимают участие в Богослужениях, исповедуются и причащаются. Более того, существуют различные христианские клубы врачей-христиан, где можно общаться и полезно проводить время. И как результат подобного сотрудничества между церковью и медицинским учреждением – европейский или американский врач воспринимает свою профессию не только как высокооплачиваемую работу, а как призвание служить людям, исполняя свои врачебные обязанности. Я глубоко уверен, что и в нашей деятельности мы вернёмся к нашему духовному наследию, когда врач и священник будут партнёрами в общем деле оказания помощи нуждающемуся. Ярчайший тому пример – духовная и врачебная деятельность выдающегося врача, профессора Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, которого сегодня мы знаем как святого архиепископа святителя Луку, широко почитаемого в Украине. Его духовная жизнь и врачебная практика дают ответы на всевозможные вопросы о духовном образовании для врача.  

- Вы очень много уделяете внимания личным беседам с людьми, один на один, глубоко, искренне. Почему для Вас это важно?

- На мой взгляд, и это моё глубокое убеждение, сегодня настало время индивидуального, личного построения общения друг с другом. Ещё лет десять назад можно было спокойно обратиться ко всем, кто пришёл в церковь на богослужение, и этого вполне было достаточно. А сегодня, для того, чтобы достучаться до сознания человека, необходимо персонально к этому подходить. Если я хочу максимально помочь человеку разрешить его внутренние конфликты и попытаться исправить его жизненную дорогу, тогда нам необходим открытый, личный диалог. При этом священник обязан построить это общение на основе искреннего доверия и уважения. Знаете, что я заметил в своей душпасторской практике исповедания? Человек, приходящий в церковь на исповедь, как правило, нуждается в том, чтобы его вначале выслушали, постарались проникнуться его переживаниями и болью душевной. Вот чего хочет человек. Поэтому я очень осторожно и внимательно отношусь к каждому, с кем встречаюсь в церкви и вне церкви. И если мне удаётся расположить человека к искреннему диалогу, тогда и совершается великое таинство спасения души человеческой – исповедание пред Богом своих грехов. А это уже процесс исцеления израненной грехом души, целостного восстановления личности человека. Здесь моя роль, как священника, заключается в том, чтобы располагать сердечные желания человека встречаться с Богом и в церкви, и в повседневной своей жизни.   

- Отец Олег, начиная блиц-вопросы, прежде всего хочется спросить: как Вы пришли в Церковь – через людей? через книги? через беду?..

- Благодаря музыке. Музыка – это голос Божий, голос Неба, звучащий в наших сердцах. Вот именно этот голос я слышал с самого детства, и однажды откликнулся на него.

- У Вас были в жизни моменты, приближающиеся к потере веры? 

- У нас всегда происходит внутренняя борьба с личным маловерием. Скажу словами евангельского персонажа: «Господи я верую, но помоги моему маловерию». Осознавая свою человеческую слабость, я стараюсь каждый день в молитве прибегать к Богу, который щедрый на Свою милость. В Господе моя сила и моя крепость.

- Как нужно жить, чтобы твоя жизнь не расходилась с намерением?    

- Прежде всего – быть честным по отношению к себе, к тем, кто нас окружает, и конечно к Богу. Совесть – не позволяет нам быть лицемерными. А совесть – это и есть сам Бог. Будешь Божий, будешь совестливый. Будешь совестливый, тогда твои дела будут соответствовать твоим духовным убеждениям. Причём, важно не то, сколько добрых дел ты сделал, а сколько любви ты вложил в то, что сделал, – помните, именно так говорила уникальная женщина мира, занимающаяся служением бедным и больным, Мать Тереза Калькуттская. 

- Поступок и человек – разные вещи?

- Наши жизненные дела – это выявление нашего внутреннего мира. Господь Христос так и говорил, что из сердца человеческого исходят его поступки. Поэтому в здоровом духе будет здоровое тело, а не наоборот. 

- Болезнь и прощение – связанные понятия?

- Как правило, да. Когда человек прощает своего обидчика, тогда он внутренне освобождает себя от обид и уныния, которые разрушают характер. Как показывает моя духовная практика, непрощение разрушительно влияет, большей частью на психику, и, как следствие, нарушается физическое здоровье человека.    

- Что такое достойная жизнь?

- Сложный вопрос. Достойная жизнь – это жизнь, которую человек проживает не ради себя, а ради блага другого человека. Христос Иисус однажды сказал так: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближнего своего». Вот это и есть достойная жизнь.

- Отец Олег, Вы всегда стремитесь говорить о том, что является полезным, а не заниматься тем, чтобы производить впечатление. Это трудно?

- Скажу так, я уже не в том возрасте, чтобы производить впечатление. Осознавая своё духовное призвание, я каждое слово и каждую встречу использую только ради одного – помочь человеку. Другой цели я не преследую.

 

Беседовала Татьяна Кондакова

 

 

 

Про лікарню