Статті, інтерв’ю

7 апреля – Всемирный день здоровья. В этом году внимание проводимой кампании привлечено к обеспечению всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ). А это означает, что каждый человек, где бы он не находился, имеет право получать необходимые ему медицинские услуги, не испытывая при этом финансовых трудностей. «Никто не должен делать выбор между хорошим здоровьем и другими жизненными потребностями» – одна из главных идей этого дня.

 

            Врач-хирург, заведующий хирургическим отделением поликлиники №1 клинической больницы им. А. и О. Тропиных Кирилл ЧУМАРИН поделился своими мыслями о том, можно ли сделать медицину такой, чтобы она соответствовала ожиданиям людей.

- Кирилл Александрович, как Вы думаете, принцип, на который нацеливает ВОЗ, об обеспечении всеобщего охвата услугами здравоохранения – достижим в нашей стране, в нашем городе?

- Мне кажется, этот принцип недостижим во всём мире. Многие страны сегодня не могут обеспечить всеобщий охват населения услугами здравоохранения, тем более высокотехнологичными. Но целью это должно стать. Что касается нашей страны, на мой взгляд, прежде всего государство должно обеспечить инфекционную безопасность, охрану детства и материнства, доступность неотложной помощи и основной базовый объём услуг. Конечно, нужно учитывать, что без достаточных экономических и социальных предпосылок, создать доступную и достойную медицину невозможно. Если у людей будет возможность зарабатывать, если будет обеспечена финансовая устойчивость системы медицинского страхования, прежде всего государственного, тогда ситуация улучшится. Вместе с тем нашим людям нужно отвыкнуть от мысли, что медицина бесплатная, – и больше заботиться о своём здоровье.     

- Что может сделать обычный врач и обычный пациент, чтобы эти принципы приблизить к реальности?

- В первую очередь врач и пациент должны найти общий язык. Без доверия никакой процесс лечения успешным не будет. Кроме того, доктор должен всё время совершенствоваться, быть в курсе новых методик лечения и диагностики, участвовать в конференциях, учиться у коллег, из книг, интернета и т.д. А также уметь донести до пациента всю нужную информацию, уметь быть услышанным им и понятым. Это важно. А пациент – должен бережно относиться к своему здоровью, не запускать проблемы, своевременно обращаться за помощью или просто за советом к своему врачу.

            - Подходя к теме сегодняшней ситуации в украинском здравоохранении и к тем изменениям, которые происходят, скажите, какое Ваше общее ощущение, мысли в отношении вводимой реформы?

            - Реформа здравоохранения была нужна уже давно. Но – то, что происходит сегодня, мне кажется, не всегда оправдано, целесообразно, а главное – принятие многих решений по этой реформе опережает реальные действия. Достаточно привести пример с отменой диспансеризации – решение принято, а компьютерной сети и реестра пациентов, который бы позволил врачу видеть всю документацию и маршрут больного, нет. Кроме того, сужаются некоторые возможности выбора для пациента – например, заключив договор с семейным врачом или терапевтом, уже будет трудно проконсультироваться у двух или нескольких специалистов на первичном уровне, как это можно было сделать до сих пор (если больной хочет сравнить мнения в сложной для себя ситуации) и т.д. Пока что я без оптимизма смотрю на происходящее. Многие позиции реформы сегодня существуют только на бумаге. На мой взгляд, пока не будет адекватного финансирования, правильного распределения денежных потоков, в том числе через систему страхования – мы ничего не построим и ситуацию не улучшим. А в данном варианте медреформы, скорее всего, финансирование медучреждений будет избирательное, что тоже вызывает массу вопросов. И вот уже сегодня воспалённый факт: врачей в Украине становится всё меньше, также большая проблема и с медсёстрами. Их сложно удерживать этими зарплатами…  

- Что главное Вы ожидаете от реформы?

- Прежде всего, лечебное учреждение должно стать саморегулируемым механизмом. Это касается в том числе вопроса о взаимоотношениях администрации с персоналом по поводу оплаты труда. Да, формально ситуация, когда главный врач совместно с работником будет определять размер заработной платы (как предлагает МОЗ), потенциально создаёт условия для коррупции, и поэтому такие вопросы должны быть прописаны в коллективном договоре, уставе лечебного учреждения или отдельным положением. Тогда договор (контракт) будет заключаться между главным врачом и работником. В нём будут оговорены вопросы условий труда, объёма работы, размера вознаграждения, которые будут регулироваться через призму коллективного договора и положения. Ещё раз повторюсь – главный врач должен иметь право влиять на стимуляцию и поощрение, как и на взыскание. Мы много лет идем по пути формирования института самоуправления и децентрализации. В своё время, когда я был депутатом областного совета, с 1998 по 2006 год, я много усилий прикладывал для того, чтобы самоуправление реализовалось. Сейчас мы прошли путь от самоуправления областей, городов, районов... Даже до квартальных и домовых комитетов дошли. И это хорошо. А вот в здравоохранении самоуправлением пока и не пахнет. Больница должна стать самоуправляемой, саморегулируемой. И, я уверен, что хороший администратор, менеджер здравоохранения приложит максимум усилий, чтобы лечебное учреждение стало эффективным и востребованным.

             - Кирилл Александрович, а Вы могли бы поговорить со мной не как доктор, а как пациент? Скажите, Вы уже выбрали себе врача, с которым заключите договор?

            - Есть два специалиста на примете, с которыми я и моя семья хотели бы заключить договор. Один доктор из нашей больницы, другой – из больницы им. Карабелеша.

- Как Вы выбирали этих врачей? Каковы Ваши критерии пациента?

- Для меня важно – насколько врач доступен в общении, его внимательность, профессионализм, вдумчивость. Пожалуй, всё.

- А Вы не задумывались, сколько расходуете своего семейного бюджета на услуги здравоохранения – для себя, своих детей, своей семьи? 

- Не менее 10%. И это я говорю только с учётом хронических заболеваний, не принимая во внимание какие-то острые ситуации, которые тоже у всех время от времени случаются или могут случиться. К сожалению, множество семей сегодня остаются даже за чертой бедности, так как им приходится оплачивать медицинскую помощь из собственных средств, в частности при лечении тяжёлых заболеваний.

- Как Вам кажется, сегодня те чиновники, руководители отрасли, от которых действительно зависит состояние нашего здравоохранения, ориентированы на людей? Не на болезни, финансовые выгоды – а на людей и их потребности?

- Это, снова-таки, провокационный вопрос. Конечно, нам необходимы кардинальные изменения в том, каким образом мобилизуются ресурсы на нужды здравоохранения и на человеческий капитал. Кроме того, из опыта замечу, что часто люди теряются из-за стремления к показателям. Эта проблема неоднозначная, но если бы врач не был привязан к показателям, рейтинговой оценке, его работа была бы более сконцентрированной на больном. Качество работы, качество медицинской помощи далеко не всегда заключается в этих цифрах.

 

Беседовала Татьяна Кондакова 

Tagged under реформа

Про лікарню