Авторитетно про престиж

Дорогие друзья, представляем вашему вниманию новую рубрику «Авторитетно о престиже». Наверное, уже судя по названию, становится понятно, что в рамках неё мы будем говорить о престиже профессии, о сути и значимости тех качеств врача, которые создают авторитет. Мы будем говорить о любви к людям, спасении жизней, профессионализме и патриотизме, который, в сущности, тоже замкнут любовью.  

Нам кажется, что при той сложной ситуации, которая сложилась сегодня в стране, эти вопросы актуальны. Хочется, чтобы данная рубрика способствовала развитию интереса к профессии врача, раскрывала её послойно и объективно. Поэтому в беседах с нашими специалистами мы будем обращать внимание на мотивы: как происходит выбор пути, что держит в этой тяжёлой работе, с чем нельзя согласиться – и какие компромиссы необходимы.

Мы будем вдумываться: что такое признание и призвание? Как добываются и что тяжелее в весе: знания и умения или доброта? Чем рознятся репутация и совесть? И почему иные – добрые, умные, смелые – не всегда становятся личностями в медицине? Что такое обаяние врача? Что такое дерзость в профессии? 

А может быть, тщеславие заботится о престиже, а авторитет – это маска, которую приходится надевать, как пиджак или носки?..

Нас ждут диалоги с людьми, погружёнными в свою работу, разговоры об их признанных и скрытых чертах, похожих линиях судеб, похожих – потому что медицинских… Поговорим о том, как они заслуживали свой авторитет, одновременно деля его с больницей… как они теряли себя после неудач и обретали благодаря неудачам… что их смущает сегодня, в реалиях времени, скудного на ценности, но чуткого к усилиям и вере.

Руководить рубрикой будет её вдохновитель – главный врач больницы Леонид РЕМЫГА.

Приглашаем к беседе и Вас. Вы можете откликнуться: написать свои вопросы и темы к обсуждению, которые мы постараемся включить в диалоги.   

Интервью с врачом-педиатром поликлиники №3 клинической больницы им. А. и О. Тропиных Людмилой Середой.  

 

 

О врачебной работе в участковой службе, как терапевтической, так и педиатрической, говорят нечасто. Здесь мало романтики, претенциозности, современных технологических подходов или виртуозных решений. Зато много рутины, так сказать жизненной прозы, бесконечно различных, живых и жгучих историй, которые ты делишь со своими больными пополам, потому что для них – ты первый, кому они доверяют и от кого ждут отклика, не просто профессиональной консультации, а искреннего участия, совета и поддержки.

Такая взаимозависимость с пациентами – особые обязательства, высокая моральная и физическая нагрузка – не всех вдохновляет и удерживает. Может быть, поэтому участковая работа для многих специалистов чаще является школой, а длинный путь в ней – достаточная редкость.       

А вот сегодня мы договорились о встрече с врачом-педиатром поликлиники №3 Людмилой СЕРЕДОЙ, которая работает в больнице в качестве участкового детского доктора практически целую жизнь. Сорок пять лет заботы, помощи и беспокойства, и все годы – на одном месте, на одном вдохе…

Людмила Васильевна – очень «тёплый» врач, принципиальный и снисходительный, глубокий человек, красивая женщина, с тихими глазами и завораживающим немым обаянием. Сам её облик несёт отчётливый свет и дух врачебного. Смотришь, и думаешь – наверное, врач. Трудно это объяснить. Кажется, что угадываешь по глазам, рукам, голосу… Но на самом деле – это огромная и невероятная внутренняя принадлежность человека – его посвящённость медицине, и она настолько явственна, настолько проста, что, даже видя человека впервые, её предчувствуешь.

- Людмила Васильевна, как рождается это осознание – «я буду врачом»? Расскажите, как Вы делали свой выбор, когда шли в медицину? Какие были внутренние ожидания?

- Вы знаете, мне даже сегодня трудно объяснить свой выбор. Практически со школьных лет я знала, что буду врачом. Конечно, как всякая любовь начинается с ожиданий, и мой путь в медицину не был их лишён. Но я всегда была реалисткой. Тем более, что и события складывались, скажем, с определённым упрямством – мне с первого раза не удалось поступить в медицинский ВУЗ (не прошла по конкурсу), поэтому я поступила в медучилище. После его окончания 6 лет проработала операционной медсестрой в глазном отделении в городе Енакиево (я сама родом из Донецкой области), а в дальнейшем всё-таки успешно поступила и закончила Донецкий мединститут. По распределению попала в Херсон, в больницу Тропиных. Переехали в город всей семьёй, так здесь и работаю, с 70-го года. Одно могу сказать, что главной ценностью моей профессии для меня всегда была именно возможность приносить помощь другим и получать от этого удовлетворение. Свою работу я считаю престижной – прежде всего, потому что она наполнена благородством. Это профессия сердца, ведь без сопереживания трудно оказать помощь.

- Вы не разочаровывались за годы работы вот в этих «смыслах», о которых Вы сейчас говорите? 

- Нет. Понимаете, когда делаешь своё дело и проживаешь свою жизнь, почему-то не поддаёшься разочарованиям. Простые вещи не разочаровывают. А доброта и помощь – это  просто. Возможно, поэтому иногда и не ценно?.. Я до сих пор с удовольствием хожу на работу и даже не знаю: тяжело это или нет – просто выполняю свою обязанность. Этот долг меня не сковывает, он больше внутренний – похожий на потребность. А кроме того, знаете, может быть, жизнь тем и хороша, что не всегда соответствует ожиданиям?           

- Если провести параллель между врачами нескольких поколений – что главное их отличает, на Ваш взгляд? Что меняет время в профессии?

- Время поменяло душу народа. И это как-то произошло незаметно. Всё, что меняет время, происходит незаметно. В обществе состоялась переоценка ценностей, к сожалению, не в пользу духовного и морального. Накопительское мировоззрение коснулось не только медицины, но даже святых вещей. Поэтому чёткой черты нет – вчерашние и сегодняшние врачи, – но есть прохлада в отношении, в мышлении, в сердцах… Отошли на второй план законы человечности, самопожертвования, бескорыстия. Это тяжёлый фон… Не каждому легко оставаться над ним.   

- Среди причин снижения престижа медицинской профессии, в частности врачей-педиатров, какие, на Ваш взгляд, основные?

- Корень всего – вот эта поверхностность понятий в обществе, среди прямых причин – очень низкий социальный статус врача (вообще медицинского работника), низкая заработная плата, экономическая и социальная напряжённая ситуация в обществе.      

- Отношение пациентов к врачам, наверное, тоже изменилось? Вы чаще встречаете родителей, которые являются Вашими единомышленниками, понимают Вас, следуют за Вами? Или такой контакт трудно бывает наладить?  

- Сегодня родители более информированные и очевидно поэтому – более настороженные, вдумываются в ситуацию, пытаются больше узнать о проблеме, касающейся их детей. Иногда недоверчивы, могут поспорить. И это с одной стороны хорошо, такая заинтересованность и осведомлённость помогают, объединившись с врачом, добиться хороших результатов. Практически всегда удаётся найти взаимопонимание.                   

- Какое внимание Вы уделяете во взаимодействии с родителями простой беседе? Что это человеческое общение даёт Вам?

- Беседа – любая добрая беседа – чем-то напоминает чтение, потому что и то, и другое – даёт. Вы знаете, довольно часто люди нуждаются в советах, которые выходят за грань медицины. В каких-то житейских ситуациях, бытовых… Поэтому мы часто говорим на приёме, о многом. Мне кажется, что больше слушая и чувствуя человека, мне легче ему помочь. 

- Как Вы думаете, почему сегодня личность врача перестала иметь такое значение и вес, как это было в прежние годы?

- А Вы заметили, что мы вообще мало обращаем внимания на лица, мало благодарим людей, мало выделяем достойных, живём как-то стихийно, спешно. В то же время – доктора не всегда уделяют своему профессиональному совершенствованию должное внимание, это их стремление в какой-то мере подавлено низкой мотивацией, мало стимулов… Но опять же противоречие – ведь ничто не может остановить человека, если он не хочет останавливаться.  

- Людмила Васильевна, Вы работаете уже больше 40 лет в больнице. За это время как-то менялся её престиж? Чем, на Ваш взгляд, он определяется, каковы его знаки? И в чём для Вас состоит престиж «Тропинки»?

- Я очень привязана к больнице, поэтому, может быть, отношусь к ней необъективно и нескромно (улыбается…). На мой взгляд, престиж любой больницы определяется отношением к больному, а также и уровнем знаний врачей и всего медперсонала. Коллективу «Тропинки», по-моему, всегда удавалось удерживать авторитет.      

- Ваша личная репутация, как специалиста, Вас волнует? Вам важно, что о Вас  говорят?

- Вообще, да. Скажем так, меня это задевает. Хочется оставаться на уровне.  

- Доверие врачу – это вообще хрупкая вещь?

- Очень.

- Как Вы добывали доверие? И может ли оно убывать после неудач?

- Доверие больных можно только заслужить: трудом и верностью. Не всегда успех врача равен доверию, доверию равна верность. Верность врачеванию, верность больным, верность самому себе – когда белый халат ты носишь с чувством собственного достоинства, а не гордыни. Безусловно, после каких-то упущений, ошибочных шагов ты можешь потерять авторитет. Но, к счастью, у меня такого не было.

- А Вы помните свои ошибки и неудачи?

- Сегодня я могу сказать, что досадные, горькие моменты помнятся всю жизнь. И не обязательно ошибки. Даже если ты не совершишь серьёзной ошибки, горечь всё равно будет – из-за потерь. Это абсолютная истина, когда говорят, что доктор умирает с каждым своим умершим больным.  

 - Что ощущали в такие моменты – поддержку или…?

- Нет, мы никогда не топим друг друга. И молодые, и не молодые врачи… Всегда поддерживаем коллег.

- Постоянное, каждодневное обучение для врача, а педиатра особенно, просто необходимо. И здесь, наверное, уже речь не о престиже, а о той элементарной грамотности и осведомлённости, утрачивая которую, легко навредить. Где и как Вы получаете новую современную информацию? С этим есть какие-то сложности?

- У нас регулярно проходят конференции, как больничные, так и городские, областные. Мы принимаем участие во всеукраинских форумах. Кроме того, я ежедневно просматриваю медицинские специализированные журналы и газеты, с удовольствием пользуюсь интернетом. С этим сложностей нет.

- В последние годы сложилась практика взаимоотношений врачей с фармпредставителями. Насколько она Вас касается, и что Вы об этом думаете?

 - Это хорошо только с позиции, что иногда таким образом врач узнаёт информацию о новых препаратах, но в целом – проблема. Это очень тонкий вопрос. Скажу только, что доктор делает сам свой выбор, и в этой ситуации тоже. Просто нужно оставаться в ладу со своей совестью.    

- Врачу, у которого есть совесть, гордость и желание помочь – сегодня тяжело работать?

- Наверное, так же, как любому порядочному человеку…

 

Беседовала Татьяна Кондакова  

 

    

Tagged under педіатрія

Про лікарню

Стаціонарна служба